МЕТАМОРФОЗЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

УДК 271.2

Ю. А. Мурашова, аспирант, ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет» (Курск) (e-mail: julliya-07@mail.ru)

А. В. Апанасенок, д-р ист. наук, ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет» (Курск) (e-mail: apanasenok@yandex.ru)

МЕТАМОРФОЗЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА В ЗЕРКАЛЕ ИНТЕРВЬЮ ГОРОЖАН КУРСКОГО КРАЯ

Статья посвящена анализу устной истории православия в России в новейшее время. Предметное поле исследования в ней составили принципы функционирования и перспективы развития традиционной конфессиональной культуры в условиях общественной модернизации. Опираясь на данные многочисленных интервью курян среднего и пожилого возраста (от 42 до 93 лет), авторы анализируют их отношение к эволюции массовой православной культуры в постсоветскую эпоху.

В работе обобщены наиболее распространенные мнения горожан относительно изменений в духовной жизни общества, происходивших в 1980–2000-е гг. Рассматриваются наиболее распространенные оценки роста влияния Русской православной церкви, поддержки ее со стороны государства, внедрения православных практик в разные сферы общественной жизни. Значительное внимание уделено развитию паломнических практик, проблемам православного воспитания молодежи, участию священнослужителей в социально значимых начинаниях. Показано, что современные горожане, независимо от степени воцерковленности, в подавляющем большинстве случаев положительно оценивают сам факт возрождения православной культуры. Им представляется весомым достижением страны возможность свободно приобщаться к православным традициям, а сохранение последних рассматривают как один из факторов духовного благополучия общества. Также продемонстрировано, что опрошенные видят падение «качества веры» в лице множества православных неофитов, отмечают поверхностность «моды» на воцерковление, скептически относятся к попыткам «заработать» на православии либо, напротив, потратить здесь государственные средства. Авторы показывают, что горожанам представляется неоднозначным сам феномен широкого проникновения православной культуры в разные сферы жизнедеятельности людей: «доступность» и «обыденность» православных практик в некоторых случаях либо делает их менее привлекательными для рядового обывателя, либо ведет к профанации.

Ключевые слова: история православия, конфессиональная культура, российская провинция, эволюция религиозных практик.

Постсоветский  период  жизни  российского общества ознаменовался значительным увеличением количества людей, считающих  себя  верующими,  а  также укреплением церковных институтов. Быстрое возрождение конфессиональной культуры требует научного осмысления, в связи с чем в последние десятилетия изучение прошлого и настоящего религии в России стало достаточно популярным направлением в гуманитарной науке. Однако по мере углубления исследовательского поиска перед учеными встает все больше вопросов, связанных с принципами функционирования и перспективами конфессиональной культуры в условиях общественной модернизации. В частности, заметен дефицит масштабных исследований, которые отразили бы динамику развития традиционного конфессионального мировоззрения и традиционных конфессиональных практик православных в течение советского и постсоветского периодов. Этот дефицит, в свою очередь, укрепляет существующие в обществе разногласия относительно того, нужно ли считать современных русских «православным» народом [1, с. 196–199].

Прогрессу в осмыслении сложившейся ситуации призван способствовать научный анализ отношения россиян к проблемам развития православной культуры в историческом разрезе. Одним из перспективных направлений исследовательского поиска в сфере изучения конфессиональных процессов является историко-антропологический анализ, базирующийся на данных интервью. На сегодняшний день это направление находится в начальной стадии своего развития. Однако успешный опыт отдельных российских исследователей, в том числе и курских [2, с. 93–98], приводит к выводу о целесообразности активизации полевых исследований.

В течение 2015 г. в рамках исследовательского проекта, поддержанного грантом РГНФ, авторами статьи было проведено интервьюирование более сорока городских жителей, представляющих Курскую область. Опрос вёлся как среди жителей областного центра, так и районных центров – Железногорска, Курчатова,   Фатежа,   Льгова,   Рыльска, Обояни, Суджи, Щигров. Все интервьюируемые имели разный возраст (от 42 до 93 лет), социальный статус, профессию, семейное положение, степень воцерковленности. Единственным критерием, общим для всех опрошенных, явилось их желание обсудить прошлое и настоящее церковной культуры в России. Записанные на видео интервью содержат значительный пласт информации и мнений, важных с точки зрения «устной истории» православия в России. Их объем дает возможность работы над отдельной монографией. Цель же данной статьи заключается в том, чтобы представить наиболее распространенные, типичные оценки развития православной культуры в конце XX – начале XXI в., высказанные представителями разных городских, социальных и профессиональных сообществ.

Переходя к анализу содержания бесед с курянами, прежде всего нужно отметить общий момент, присутствующий в подавляющем большинстве интервью. Он связан с положительной оценкой того факта, что в постсоветской России православие не имеет государственноидеологических препятствий для существования. Например, В. В. Бабушкин, пенсионер из г. Курска, работавший инженером местных  теплосетей, отмечает:

«В советский период возможность посещать церковь была, но всё это пресекалось, потому что, если ты был в комсомоле или являлся членом партии, то партийные органы не очень-то это приветствовали – посещение церкви и религиозность человека… Раньше в основном ходили только по крупным праздникам в церковь. На Пасхальную службу, Рождественскую, на праздник Крещения. А также в церковь ходили, чтобы покрестить детей, заказать молебен, заказать отпевание умершего… Сейчас же, в наши дни, полностью изменилось отношение к вере, к Богу. Даже те люди, которые раньше состояли в партийных организациях, теперь в открытую стали верить, не стесняются   перекреститься,   сказать   о своей вере. Никто тебя уже за это не осуждает, раньше было это запрещено, а теперь люди почувствовали свободу в этом плане. И сейчас открывается много церквей, которые были отданы под склады, под кинотеатры, под клубы… Раньше боялись и стеснялись проявлять так веру свою. А сейчас даже никто не думает, что можно постесняться покреститься. Вот у нас даже и по телевидению руководители государства и крестятся, и молиться не стесняются. Казалось бы, они прошли и партийную школу, и антирелигиозную пропаганду. Но всё равно сейчас совершенно открыто показывают себя верующими людьми. И вот они выступают примером для народа»1.

Отмечает разительные перемены в отношении к православной культуре  и А. И. Комарова, жительница г. Фатежа, всю жизнь до выхода на пенсию проработавшая  учителем  начальных  классов:

«Раньше запрещалось посещать церковь, раньше некуда было ходить даже пасхальный кулич освятить, и вот батюшка ходил по домам тайно, а в церкви не святили пасхи, или же ходили в Глебово святить пасху, это село в Фатежском районе. И меня вот по секрету крестили у батюшки дома. Потому что храмы были закрыты. Нельзя было крестить детей, очень строго с этим было. Батюшки работали тайно, по домам ходили и выполняли обряды… И вот у меня, когда сын родился в 50-м году, то я его крестила на дому. Была у нас в городе одна женщина, она была такая “священная”, и она пригласила батюшку, и он крестил моего сына на дому у неё… А дочку мне негде было крестить, она крестилась уже взрослой, совсем недавно. Не было возможности её крестить, я же учителем работала всю жизнь, нас даже заставляли около церкви дежурить, чтобы дети не ходили в церковь. Это если когда изредка церковь

ляли учить детей, что в церковь ходить нельзя, что Бога нет… Сейчас очень верят в Бога, очень. Мне вот батюшка книжки про веру подарил, а раньше такой возможности не было, книжки такие иметь. Боже сохрани! Вы что! …А вот сейчас я каждый четверг хожу в библиотеку, каждый четверг. Батюшка Сергей читает нам лекции. Очень интересные лекции. Раньше такого быть не могло. Сейчас в церковь ходите в любое время, а раньше это запрещалось… И мы собираемся с ветеранами всеми, отмечаем свои дни рождения, поём, музыкантов приглашают для нас выступать, отдыхаем, и всегда с нами присутствует батюшка, обязательно, каждый раз. И вот 70-летие победы над фашистскими захватчиками мы отмечали, и с нами присутствовал наш батюшка тоже»2. Стоит отметить, что и приведенная цитата, и полная запись данного интервью хорошо дополняет исследования о приобщенности молодежи к православию в советское время, проводимые на основании архивных материалов [3, с. 139–144].

На популярность церковной жизни как следствие изменения государственной политики указывает житель г. Суджи Г. Ширяев, протоиерей, священник из местного храма: «Все известные мне церкви в округе в советское время были либо разрушены, либо закрыты, в них находились зернохранилища, склады, подсобные хозяйственные помещения, кинотеатры в лучшем случае. Сейчас в городских храмах очень много горожан присутствует на службах, а если это праздник, то их просто не сосчитать. Если сравнивать 80-е годы XX столетия и наше время, то, конечно, заметен большой прогресс»3.

Все опрошенные отмечают значительное «омоложение» состава верующих. Говорится о том, что в настоящее

работала иногда. И детям страшно было                                                         

ходить в церковь. И в школе нас застав-

  • Видеоинтервью с В. Н. Бабушкиным (1950 г. р., г. Курск) // Личный архив Ю. А. Мурашовой.
  • Видеоинтервью с А. И. Комаровой (1922 г. р., г. Фатеж Курской области) // Личный  архив Ю. А. Мурашовой.
  • Видеоинтервью с  Георгием  Ширяевым (г. Суджа Курской области) // Там же.

время на службах в храмах присутствует большое количество представителей молодого поколения. Причастность молодых людей к православной культуре заметна не только в посещении ими храмов, но и в участии в молодежных православных форумах в Интернете, и в немаленьких тиражах православных молодежных журналов, в наличии большого количества православных молодежных передач на радио и телевидении, встречах священнослужителей с молодежью. Так, Г. Ширяев, уже упоминавшийся житель Суджи, отмечает: «Сейчас священники даже ходят в школу и в детский сад, чтобы рассказать детям о церкви и православной вере, показать им иконы и даже отслужить небольшую часть литургии, а лет тридцать назад об этом трудно даже было подумать. Тогда детям и молодым людям запрещали даже в храм зайти, освятить пасхальный кулич»1.

Вот слова В. В. Абрамовой, житель-

ницы г. Курчатова, работающей медиком:

«…А детей вот сейчас приобщают к православной вере, это очень хорошо. Это и воскресные школы, и уроки православной культуры в общеобразовательных школах. Потому что вместе с православными традициями прививается какое-то человеколюбие, правильное отношение к жизни, сдержанность, почитание взрослых и патриотизм, и рассказывается, как себя правильно вести»2.

С другой стороны, значительная часть опрошенных отметили некоторое снижение «качества» веры. По их мнению, признание себя верующими и посещение храмов не делает автоматически людей действительно православными. Опрошенные объясняют это тем, что сейчас религия становится более доступ-

  • Видеоинтервью с  Георгием  Ширяевым (г. Суджа Курской области) //  Личный  архив Ю. А. Мурашовой.
  • Видеоинтервью с В. В. Абрамовой (1956 г. р., г. Курчатов Курской области) // Там же.

ной, и, возможно, поэтому меньше ценится. «А вот запретный плод всегда сладок. Когда приходится пройти через жертвы, преграды и даже некоторые лишения»3.

Уже    упоминавшийся    в    статье В. Н. Бабушкин отмечает: «Сейчас, конечно, больше людей ходят в церковь, я так заметил, молодежи много ходит сейчас… Не поймешь даже, кто во что верит, потому что посмотришь вот, молодежь собирается на все церковные мероприятия, службы, это больше похоже на тусовку для них, по моему мнению. Не то, что они действительно все так прям сильно веруют. Посмотришь, они выходят из церкви и матом могут ругаться, например. Разве по-настоящему верующий человек будет так поступать, грешить?»4.

Вот мысли протоиерея Г. Ширяева относительно феномена современного массового паломничества (опять же созвучные мыслям ряда других опрошенных): «Есть люди, которые не соблюдают религиозные обряды, не причащаются, не посещают местные храмы, а в паломничество ездят постоянно. Это немного обрядовый феномен, такое паломничество… Когда человек уже вникает в смысл веры, ему хочется уже больше выполнять обрядов церковных и больше знать. И тогда уже паломничество становится качественным и глубоким»5. Он же затрагивает и другую тему, связанную с влиянием советской культурной инерции: «Когда всё было общим, то и народ был другой, а когда в жизнь вошел капитал. То в погоне за материальными ценностями люди стали тратить духовные ценности. Хотим мы этого или нет, сейчас растут

  • Видеоинтервью с Г. С. Литвишко (1952 г. р., г. Железногорск Курской области) // Личный архив Ю.  А.   Мурашовой;   Видеоинтервью   с Г. А. Мишиной (1942 г. р., г. Обоянь Курской области) // Там же.
  • Видеоинтервью с В. Н. Бабушкиным (1950 г. р., г. Курск) // Там же.
  • Видеоинтервью с  Георгием  Ширяевым (г. Суджа Курской области) // Там же.

дети родителей из Советского Союза, которым внушали в школах, что Бога нет. Мне кажется, подсознательно вся эта информация переходит в понимание детей. Они растут в этом»1.  Созвучно  мнение Н. Ф. Моисеенко, служащего из г. Льгова: «Сегодня многие с самого детства ходят в храм, в воскресную школу, растут в церковных семьях. Однако в подростковом возрасте кто-то от церкви отстраняется. И остается только привычка. Ведь так принято у него в семье… Путь к богу никогда не бывает простым, а церковное детство – не гарантия от будущих сомнений и колебаний. Хотя я убежден, что если человек имел возможность прикоснуться к истине и красоте церкви, то это не может исчезнуть совсем бесследно»2.

В ряде интервью прозвучала мысль о православии как «моде». Вот, например, как рассуждает А. Г. Дубонос, предприниматель из г. Дмитриева: «Ведь бабушки и дедушки как ходили, так и ходят в храмы. А вот молодежь, как первый из всех слоев общества, который больше всего подвержен влиянию моды и поддающийся ей с легкостью во все времена, это нам доказывает, что всё-таки сейчас религиозным православным человеком быть модно… Может быть, конечно, им раньше запрещали это делать, и поэтому они не ходили в храмы и трудились. Но почему же они всё-таки отращивали волосы, занимались спекуляцией, продавали и покупали иностранную одежду, как пример, рисковали, хотя всё это не менее строго наказывалось, но в церковь не ходили. Потому что это было не модно. Вот носить длинные волосы, носить брюки клёш и так далее, это да, было тогда в моде… Нельзя сделать вывод, что сейчас просто молодежь стала намного более религиозной, и что это всегда у них было, но они боялись это выразить раньше, а сейчас могут открыто говорить о своей

  • 1 Видеоинтервью с  Георгием  Ширяевым (г. Суджа Курской области) //  Личный  архив Ю. А. Мурашовой.
  • 2 Видеоинтервью с Н. Ф. Моисеенко (1949 г. р., г. Льгов Курской области) // Там же.

религиозности. Как мы видим, молодежь редко чего-то боится, она всё-таки самый смелый представитель в любом государстве и в любом обществе. И нельзя сказать также, что сейчас вдруг вся молодежь стала совсем другой, такой правильной, православной, соблюдающей все нормы морали и законы, и каноны религиозные. Часто приходится наблюдать обратное. Вот знаю я этого человека в обществе, и никогда даже и не подумал бы (особенно в те моменты, когда он нагрубил старшему или промчался на красный свет светофора), что он, оказывается, ходит в храм и является, по его мнению, глубоко верующим православным человеком… Да, безусловно, эта мода помогает нам приобщиться к православной религии»3.

Также в ответах опрошенных людей прослеживается мысль, что изменение в сторону большей популярности православной культуры связано с поддержкой государством и СМИ. «Ведь с экранов телевизоров, со страниц газет и журналов, по радио и в Интернет-пространстве наблюдается просто расцвет информации, привлекающей человека к приобщению к православной религии и вере»4.

По мнению интервьюируемых людей, во многом этой популярности способствует, как ни странно, развитие Интернета, а точнее, его «православного» сегмента5. Сейчас у каждого человека есть возможность сказать нечто, что становится известным очень многим, в том числе и через социальные сети. Интервьюируемые упоминали православные сайты, которые могут ответить на любой вопрос заинтересованного православной культурой  человека.  Также  в  интервью

  • Видеоинтервью с А. Г. Дубонос (1953 г. р., г. Дмитриев Курской области) // Личный архив Ю. А. Мурашовой.
  • Видеоинтервью с Л. А. Прониной (1945 г. р., г. Курчатов Курской области) // Там же.
  • Видеоинтервью с Л. А. Капустиной (1932 г. р., г. Обоянь Курской области) // Там же; Видеоинтервью с А. И. Ко-царь (1927 г. р., г. Курск) // Там же; Видео-интервью с А. А. Авдюшенко (1942 г. р., г. Суджа Курской области) // Там же.

постоянно говорится о доступности православной литературы, чего раньше не было. По словам интервьюируемых, подобная литература до 1990 г. была редкостью, даже Библию встретить у кого-то дома «было почти невозможно»1.

В то же время интервьюируемые отмечают, что, несмотря на запреты и притеснения со стороны государства, православные традиции успешно выживали в условиях административного давления. Вера, по мнению почти всех опрошенных, всё равно оставалась у каждого в душе, хотя даже и не проявлялась внешне. Вот, что говорит по этому поводу В. Н. Бабушкин: «Если по русской народной традиции ты захотел в советское время крестить ребенка и если напрямую ты, как положено перекрестил, записав в бумагах… были люди, которые всё это сообщали в райкомы, комсомолы, партии. И потом оттуда приходили на производство письма о том, чтобы разобрать комсомольца за то, что он перекрестил своего ребенка. И мне тоже приходилось разбирать эти дела, хотя я в душе всегда был верующий. Наказаний суровых я никогда не применял по отношению к ним. Я и сам крещеный. Традиции есть традиции… Шли в церковь потому, что воспитание у них, у наших бабушек и дедушек, было еще с тех времен, дореволюционных. И всё это воспитание из поколения в поколение передаётся, рассказывается. В душе все верили, я думаю, и в советские времена просто не ходили в церковь, боялись ходить. Треть людей, я думаю, поддались антирелигиозной пропаганде, верили в то, что Бога нет, что вся религия – это ерунда, а две трети, мне кажется, верили всегда»2.

По мнению большинства опрошенных, именно это сохранение традиций дало возможность православной культуре

  • Видеоинтервью с Л. А. Прониной (1945 г. р., г. Курчатов Курской области) // Личный архив Ю. А. Мурашовой; Видеоинтервью с В. Д. Понамарёвым (1958 г. р., г. Льгов Курской области)

// Там же.

  • Видеоинтервью с В. Н. Бабушкиным (1950 г. р., г. Курск) // Там же.

начать возрождение в конце 1980-х гг. К молодым людям они порой приходили через бабушек и дедушек, минуя родителей. «Основная масса людей сейчас – это действительно уверовавшие в Бога люди. И на работе сейчас со мной работают люди, которые моложе меня. Вот едешь с ними на машине на работу, смотришь, они крестятся, проезжая мимо храма даже за рулем, это выступает как показатель истинной веры. Они же по своему желанию это делают, и, когда проходят мимо церквей, люди молятся. Очень многие и поклоны даже делают. Очень много. Раньше я такого не замечал. Только бабушки   раньше   могли   так   делать»2.

«Многие семьи пришли к вере через детей… Хочется отметить один исключительный случай, когда мальчик лет 10 ходил в храм один, сам по себе. Его спрашивали, а где твои папа и мама? А он отвечал, что они не признают Бога и не ходят в храм. А лет через десять его родители тоже уже ходили на службы в храм»3.

Впрочем, нужно отметить, что практически каждый из опрошенных высказал скептические замечания относительно путей возрождения православной культуры в постсоветское время. Они связаны с частичной коммерциализацией церковной деятельности, несоответствием жизнедеятельности некоторых священнослужителей  аскетическим  идеалам  православия,

«навязыванием» православия. Четыре че-

ловека, например, указали на «избыточное» количество церквей4, двое – на то, что церковь «очень шикарно по материальным меркам живет», имеет «богатое и

  • Видеоинтервью с  Георгием  Ширяевым (г. Суджа Курской области) //  Личный  архив Ю. А. Мурашовой.
  • Видеоинтервью с А. Г. Дубонос (1953 г. р., г. Дмитриев Курской области) // Там же; Видеоинтервью с  В.   В.   Абрамовой   (1956   г.   р., г. Курчатов Курской области) // Там же; Видеоинтервью  с  А.  Я.  Иванченковой  (1938  г.  р.,

г. Железногорск Курской области) // Там же; Видео-интервью  с  Г.  С.  Литвишко  (1952  г.  р.,

г. Железногорск Курской области) // Там же.

пышное положение», что не всегда привлекательно для прихожан1. Бывшая учительница из Фатежа отмечает: «…Это и дорогие свечи, и огромное количество икон. С одной стороны, это, конечно, расцвет православия, но с другой стороны, он же, этот расцвет, и отпугивает людей. Кажется, что не по карману сходить в храм, а без денег же не пойдёшь, вот и посчитайте, сколько надо взять с собой, много и не находишься»2.

В.  В.  Абрамова  из  г.  Курчатова:

«…А много лишнего – это зарабатывание денег церковью, привоз всяких разных реликвий, на что тратятся огромные средства, люди идут, деньги большие тратят, из Америки привозят икону, некачественно выполненные списки икон, которые продают на крестном ходу, коммерциализация, это уже не икона, а наспех приклеенная бумажка …Сейчас это всё навязывается, и поэтому, когда человеку навязывается религия, то уже и пропадает чувство святости, чувство чего-то возвышенного. Люди не могут себе яблочка купить некоторые, а строятся церкви, которые очень дорогие, они вообще все по завышенным меркам построены. Синод выделяет церковные деньги, это не деньги государства, как говорится нам. Раньше было понятно, были большие монастыри, как колхозы монастырские хозяйства, и они зарабатывали деньги, у них выставки были, до советской власти. Сейчас я не понимаю источник этого финансирования»3.

В ходе интервью несколько раз прозвучала мысль о переходе православия в разряд «обыденных» явлений. «Сейчас уже как-то не так соблюдают праздники. Вот этого отношения к праздникам церковным  сейчас  не  хватает.  Как-то  вот

  • Видеоинтервью с Л. А. Капустиной (1932 г. р., г. Обоянь Курской области) // Личный архив Ю. А. Мурашовой.
  • Видеоинтервью с А. И. Комаровой (1922 г. р., г. Фатеж Курской области) // Там же.
  • Видеоинтервью с В. В. Абрамовой (1956 г. р., г. Курчатов Курской области) // Там же.

раньше лучше было. Раньше всё-таки люди больше как-то в Бога веровали. А сейчас больше ходят люди в церковь, больше показывают свою принадлежность к православной вере, но не такое отношение у них к вере. Теперь почти каждый день праздник в церкви, а раньше было только пять основных праздников. По ним службы и велись»4. Сетования на «обыденность» православия заставляют сравнить нынешнюю ситуацию с началом XX в., когда, согласно отзывам современников, наблюдался кризис «живого интереса к приходской жизни» [4, с. 218].

Приведенные     цитаты      отражают наиболее распространенные точки зрения опрошенных людей на эволюцию православной культуры в конце XX – начале XXI в. Если обобщить мнения относительно происходивших в это время изменений, то получается следующая картина: современные горожане, независимо от степени воцерковленности, в подавляющем большинстве случаев положительно оценивают сам факт возрождения православной культуры. Им представляется весомым достижением общества возможность свободно приобщаться к православным традициям, а сохранение последних рассматривается как один из факторов духовного благополучия общества. В то же время люди видят падение «качества веры» в лице множества православных неофитов, отмечают поверхностность «моды» на воцерковление, скептически относятся к попыткам «заработать» на православии либо, напротив, потратить здесь государственные средства. Наконец, неоднозначным представляется сам феномен широкого проникновения православной культуры в разные сферы жизнедеятельности людей:

«доступность» и «обыденность» православных практик в некоторых случаях либо делает их менее привлекательными

  • Видеоинтервью с А. И. Комаровой (1922 г. р., г. Фатеж Курской области) // Личный  архив Ю. А. Мурашовой.

для  рядового  обывателя,  либо  ведет  к профанации.

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 14-31-01269.

Список литературы

  1. Пигорева О. В., Ильина З. Д. Кризис коммунистического мировоззрения и возрождение православной культуры в общественной жизни российской провинции: 1985–1991 гг. // Известия ЮгоЗападного государственного университета. – 2012. – №4 (43), ч. – С. 196–200.
  2. Пудякова И. С., Апанасенок Е. С., Апанасенок А. В. «Хранители веры»: устная история  православия  советского периода в биографиях курян // Провинциальные научные записки. – 2015. – №2. – С. 93–98.
  3. Дудина И. С. Из истории конфессиональной культуры Курска: церковная активность  православных   верующих   в 1940-е–1960-е гг. // Провинциальные научные записки. – 2016. – №1. – С. 139– 144.
  4. Апанасенок А. В., Апанасенок Е. С. Традиции в эпоху модернизации: эволюция конфессиональных практик курского села в XX в. // Известия Юго-Западного государственного университета. – –

№2(41). – С. 217–224.

Получено 17.12.16

  1. A. Murashova, Post-Graduate Student, Southwest State University (Kursk) (e-mail: julliya-07@mail.ru)
  2. Apanasenok, Doctor of Historical Sciences, Southwest State University (Kursk) (e-mail:apanasenok@yandex.ru)

THE METAMORPHOSIS OF ORTHODOX CULTURE OF POSTSOVIET PERIOD IN THE MIRROR OF INTERVIEW OF KURSK DWELLERS

The work is devoted to analyzes of the oral history of Orthodoxy in Russia in modern times. The subject field of the research are the principles of functioning and the prospects for the development of traditional confessional culture in terms of social modernization. Basing on numerous interviews of town-dwellers of Kursk region of middle and old age (from 42 to 93 years old), the authors demonstrate their attitudes to the evolution of the mass Orthodox culture in post-soviet era. The work summarizes the most common views of citizens regarding changes in spiritual life of society that took place in the 1980s – 2000s. In focus of research are some of the most common assessment of the growing influence of the Russian Orthodox Church, support it by the state, the introduction of Orthodox practices in different spheres of public life. Considerable attention is paid to the development of pilgrimage practices, problems of Orthodox upbringing of young people, priests participating in socially significant undertakings.

It is shown that modern town-dwellers, regardless of their faith degree in the vast majority of cases positively assess the fact of the revival of the Orthodox culture. It seems a significant achievement of the country The opportunity to join the Orthodox traditions means a significant achievement of the country for them; the preservation of the past religious culture is considered as one of the factors of spiritual well-being of society.

It is also demonstrated that respondents witness a decline of «quality of faith» in face of many Orthodox neophytes, note the superficiality of «fashion» for the church, skeptical to attempts to «make money» on the Orthodoxy or, on the contrary, to waste public funds. The authors show that citizens appear to be ambiguous in judgment concerning the phenomenon of the widespread Orthodox culture in different spheres of people’s life: «accessibility» and «o rdinariness» of Orthodox practices in some cases makes them less attractive to the average citizen, or leads to profanity.

Key words: history of Orthodoxy, confessional culture, Russian province, the evolution of religious practices.

***

References

  1. Pigoreva O. V., Il’ina Z. D. Krizis kommunisticheskogo mirovozzreniya i vozrozhdenie pravoslavnoj kul’tury v obshchestvennoj zhizni rossijskoj provincii: 1985–1991 gg. // Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. –  – N 4 (43), ch. 1. – S. 196–200.
  2. Pudyakova I. , Apanasenok E. S., Apanasenok A. V. «Hraniteli very»: ustnaya istoriya pravoslaviya sovetskogo perioda v biografiyah kuryan // Provincial’nye nauchnye zapiski. – 2015. – N 2. – S. 93–98.
  3. Dudina I. Iz istorii konfessional’noj kul’tury Kurska: cerkovnaya aktivnost’ pravoslavnyh  veruyushchih    v    1940-e–1960-e    gg.    //    Provincial’nye    nauchnye zapiski. – 2016. – N 1. – S. 139–144.
  4. Apanasenok A. V., Apanasenok E. Tradicii v ehpohu modernizacii: ehvolyuciya konfessional’nyh praktik kurskogo sela v XX v. // Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. – 2012. – N 2 (41). – S. 217–224.

Источник: https://swsu.ru/izvestiya/serieshistory/history_pravo/1_2017.pdf